Итоговая аттестация
Государственную итоговую аттестацию обучающиеся нашего образовательного учреждения не проходят. Вместо ГИА в нашем
образовательном учреждении организована итоговая аттестация, проводимая в соответствии со следующими регламентирующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 59 «Итоговая аттестация»;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант), утвержденная Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Устав школы гласит: «Освоение адаптированный основных общеобразовательных программ для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант обучения, завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся».
Формой проведения итоговой аттестации для учащихся IX классов, обучающихся федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», является экзамен по профильному труду (столярному и швейному делу).
Условия организации экзаменов
В нашей школе обучаются учащиеся, которые по своему общему физическому и речевому развитию, по сохранности интеллекта и по способностям различаются, поэтому обязательный объем теоретических сведений, словарь для активного пользования планируются учителем дифференцированно.
В связи с этим на выпускные экзамены предлагается два варианта ответа на теоретические вопросы, которые различаются степенью самостоятельности при их подготовке.
- 1 уровень — ответ готовится учеником самостоятельно, возможна помощь со стороны учителя в грамматическом оформлении речи.
- 2 уровень — ответ готовится с частичной помощью учителя (по наводящим вопросам, опорным схемам), возможна подсказка нужного слова, если жест ученика сделан правильно.
Экзамен состоит из двух частей: практической и теоретической.
К практической части учащиеся приступают одновременно. На практическое изготовление отводится два часа.
К теоретической части учащиеся приступают после перерыва. Теоретическая часть состоит из ответов на вопросы билета:
- 1 вопрос – теоретический
- 2 вопрос – теоретическо-практический
- 3 вопрос – технологическо-практический
На подготовку отводится 20 минут.
При оценке учитывается качество выполнения работы, самостоятельность, выполнение инструкций по технике безопасности.
Итоговая оценка выставляется по результатам ответов на все вопросы и выполненной практической работы.
Столярные мастерская оборудована верстаками, сверлильными и токарными станками, измерительными, разметочным и режущим инструментами. Швейная мастерская — швейными машинами. Гладильной доской, парогенератором. Освещение, санитарно–гигиенические условия соответствуют требованиям санитарно–эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Расписание экзаменов итоговой аттестации на 2023-2024 учебный год
Дата | Время | Класс | Место проведения экзамена | Предмет | Председатель экзаменационной комиссии | Учитель | Ассистенты |
---|---|---|---|---|---|---|---|
27.05.2024 | 10:00 | 9 «А» | Швейная мастерская | Профильный труд | Колосенко Оксана Феликсовна | Платонова Ирина Александровна | Ефимова Людмила Викторовна Фокина Ирина Владимировна |
27.05.2024 | 10:00 | 9 «А» 9 «Е» | Столярная мастерская | Профильный труд | Тур Наталия Борисовна | Мороз Александр Игоревич | Соколов Геннадий Геннадьевич Хакбердыев Андрей Владимирович |
Состав экзаменационной комиссии
Учитель профильного труда№№ пп | Фамилия, имя, отчество | Должность | В качестве кого на экзамене | Предмет (экзаменационный) | Закончил учебное заведение, Диплом №, год | Педагогический стаж |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Колосенко Оксана Феликсовна | Заместитель директора по УВР | Председатель | Технологии | ЛГПИ имени А. И. Герцена, ЛВ №151315, 1986 | 42 года |
2. | Тур Наталия Борисовна | Заместитель директора по УВР | Председатель | Технологии | РГПУ имени А. И. Герцена, ЭВ №087716, 1996 | 26 лет |
3. | Платонова Ирина Александровна | Учитель профильного труда | Учитель | Технологии | Сибирский ГТУ, ДВС №0992417, 2001 | 18 лет |
4. | Мороз Александр Игоревич | Учитель профильного труда | Учитель | Технологии | ФГБОУ ВО СПб ГАУ, №107818 0349893, 2016 | 17 лет |
5. | Ефимова Людмила Викторовна | Учитель профильного труда | Ассистент | Технологии | МТИ, НВ №466494, 1986 | 41 год |
6. | Фокина Ирина Владимировна | Учитель профильного труда | Ассистент | Технологии | Карельский ГПУ ДВС, №0685365, 2002 | 11 лет |
7. | Соколов Геннадий Геннадьевич | Учитель профильного труда | Ассистент | Технологии | ОПедКолледж, СБ 2301479, 1997 | 8 лет |
8. | Хакбердыев Андрей Владимирович | Учитель профильного труда | Ассистент | Технологии | СПТУ №163, №003364, 1986 | 6 лет |
Профориентация и трудоустройство
Также для поступления в колледжи открыты новые бюджетные места в:
- Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Садово-архитектурный колледж»:
- образовательная программа «Садовник»;
- Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Сестрорецкий технологический колледж имени С.И. Мосина»:
- образовательная программа «Мастер-оператор специальных работ по уборке и уходу за поверхностями»;
- образовательная программа «Рабочий по профессиональной ручной уборке»;
- образовательная программа «Оператор копировальных и множительных машин»;
- образовательная программа «Оператор цифровой печати».
О профориентации и трудоустройстве в школе
Учащиеся нашего ОУ в силу своих психофизических особенностей наряду с интеллектуальными нарушениями имеют различные дефекты: психоневрологические, речевые, моторные, соматические. Поэтому образовательный процесс в школе имеет выраженную коррекционную направленность. И, соответственно, общеобразовательная и трудовая подготовка учащихся направлена на коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных качеств личности, подготовку учащихся к самостоятельной жизни, вхождению в сложный мир производственных, деловых и человеческих отношений.
Главная цель нашего ОУ — социальная реабилитация и интеграция в современное общество детей с интеллектуальными нарушениями, достижение потенциально возможного уровня образования в соответствии со ступенью и вариантом обучения.
Наше образовательное учреждение готовит своих воспитанников к непосредственному включению в трудовую деятельность в условиях Санкт-Петербурга, дает возможности продолжить обучение в специальных группах профессиональных училищ, а за последнее время и в составе групп выпускников общеобразовательных школ, и работать по доступным для этой категории лиц специальностям. В школе–интернате созданы необходимые условия для коррекции и компенсации каждого воспитанника. Выпускники нашей школы успешно адаптируются в жизни, продолжая обучение в вечерних школах, профессиональных училищах, реабилитационных центрах и колледжах, работают в различных областях экономики по специальностям: столяры, слесари, швеи, маляры, продавцы, повара, плотники, водители и т.д.
За последние три года школу закончили 162 выпускника. Из них продолжили обучение:
в профессиональных училищах (в СП Профессиональном Лицее «Краснодеревец» по специальности «столяр», в СП Профессиональном Лицее «Петербургская мода» по специальности «швея» в Индустриальном Судостроительном училище № 116 по специальности «печник», «плотник», швея, в Колледже «ПетроСервис» по специальности «столяр») | 29 |
в ГА ПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» по специальности «швея» и «уборщик производственных помещений» | 12 |
продолжили обучение в 10-12 классах | 82 |
трудоустроились | 4 |
в реабилитационных центрах, ПНИ, под опекой учреждений соцзащиты | 35 |
Воспитанники ГБОУ школы-интерната №16 — многократные призеры и победители регионального тура и национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2020-2023гг. На протяжении четырех лет, образовательное учреждение является постоянным участником и организатором площадок движения «Абилимпикс» в Санкт-Петербурге, конкурсов, мастер-классов, семинаров и конференций.
В 2020 году, в Региональном этапе, проходящем, в Санкт-Петербурге, в профессиональной компетенции «Гончарное дело» (школьники), наши учащиеся заняли призовые места: Смирнова Надежда (9в) — 1 место, Гудзь Никита (12в) — 2 место, Колобова Елизавета (10а) — 3 место. В региональном этапе также приняли участие учащиеся 9а класса Сидорцева Александра и Переходнов Николай. Смирнова Надежда, занявшая 1 место в Региональном этапе, приняла участие в VI Национальном (Всероссийском) чемпионате «Абилимпикс» который проходил в 2020 году, в условиях пандемии, в дистанционном формате.
В сентябре 2021 года в профессиональной компетенции «Художественная керамика» (школьники) наши коллеги подготовили участников Регионального чемпионата, в результате которого учащиеся школы заняли призовые места: Колобова Елизавета (11а класс) — 1 место, Сидорцева Александра (10а класс) — 2 место, Переходнов Николай (10а класс) — 3 место. В региональном этапе в профессиональной компетенции «Адаптивная физкультура» (педагог-наставник учитель внеурочной деятельности Барыкин Сергей Николаевич) также приняли участие учащиеся 9а класса — Ерижоков Алан и Улмастов Ардашер.
В рамках проведения чемпионата «Абилимпикс» педагоги школы-интерната №16 провели мастер-классы по художественной керамике для обучающихся «Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха (колледжа)» Министерства труда и социальной защиты РФ (1 курс, специальность «дизайн»), СПб БУ СН «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Пушкинского района» Санкт-Петербурга.
В апреле 2022 года в Региональном этапе, проходящем в Санкт-Петербурге, в профессиональной компетенции «Художественная керамика» (школьники), наши учащиеся заняли призовые места: Сидорцева Александра (10а) — 1 место, Гудзь Никита (12б) — 2 место. В «Абилимпиксе — 2022», также приняли воспитанники школы: Прокофьева Мария (9а) — в профессиональной компетенции: «Художественная керамика», Андреев Анатолий (10а) – «Адаптивная физическая культура», Арбузов Иван (11а) – «Вязание крючком».
Победители-2023 в Региональном этапе Национального (Всероссийского) чемпионата «Абилимпикс», проходящем в Санкт-Петербурге, в профессиональной компетенции «Художественная керамика» — 2 место — Васильева Виктория (8а), 3 место — Вольперт Семён (5а), компетенция «АФК» — 2 место — Моргалюк Вячеслав (11а).
ГБОУ школой-интернатом №16 осуществляется сетевое взаимодействие с Центром детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга, совместно с которым наше ОУ принимает активное участие в подготовке участников и провидении чемпионата Национального чемпионата «Абилимпикс».
В рамках проведения чемпионата «Абилимпикс» педагогами школы проводятся мастер-классы по художественной керамике для обучающихся «Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха (колледжа)» Министерства труда и социальной защиты РФ, (1 курс, специальность «дизайн»).
Педагоги школы Иванова Расина Александровна, Дружинина Наталья Анатольевна, Гольцова Ирина Вячеславовна, Барыкин Сергей Николаевич, Валуева Наталья Георгиевна прошли обучение и являются экспертами-наставниками, членами жюри конкурсов. Иванова Р.А. является заместителем главного эксперта чемпионата «Абилимпикс» Санкт-Петербурга. С целью расширения направлений движения «Абилимпикс» в Санкт-Петербурге, из числа педагогов ГБОУ школы-интерната №16 пройдет подготовка новых экспертов, которые будут заниматься продвижением профессиональных компетенций людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Около 80 % воспитанников школы — дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации учебно-воспитательной работы, содержание, формы и методы которой адекватны их возможностями и соответствуют 2 варианту обучения ФАООП УО. Поэтому для нас все более актуальной становится не только проблема обучения и воспитания этих детей, но и их дальнейшая социализация в жизни.
На протяжении последних лет школой разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие становиться им более осознанными, преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения.
Тем не менее большинство детей имеют низкий, и даже критический уровни готовности к самостоятельной жизни, а значит предпосылки для неуспешной социальной постшкольной адаптации, воспитанники имеют низкий уровень развития социальных навыков, имеют неадекватную самооценку, низкую мотивацию к обучению. Также о низком уровне готовности к самостоятельной жизни свидетельствует, что наши воспитанники психологически не подготовлены к труду в условиях рыночных отношений, не сформированы социально-бытовая ориентация, адаптации к своему социальному статусу, низкий уровень юридической грамотности. На рынке труда выпускники не выдерживают конкуренции с более сильными соискателями.
Сейчас школа осваивает профориентационное направление, углубленно исследующее сферу интересов, мотиваций и способностей детей, дающее возможность с помощью учебно-игровой системы профессиональных проб , полученных знаний в процессе создания системы более полного профессионального информирования детей, экспериментальным путем помочь определить свое место в мире каждому ребенку.
Стремясь создать условия для развития социально-образовательной среды, профориентационного поля, школа вводит в программу профориентации такие формы работы как:
- разработка и реализация социальных проектов:«Моя профессия-мое будущее»;
- выполнение творческих работ «Профессия глазами детей»;
- профориентационные познавательные игры, акции, праздники.
Наряду с обычными профориентационными экскурсиями подготовлен и ряд виртуальных экскурсий: профессия повар-кондитер, сварщик, работа на мебельной фабрике.
Для каждого возраста учащихся стоят свои задачи профориентационной работы. Чем раньше начинается профориентация, тем более осмысленным становится жизнеустройство выпускника.
Поэтому мы начинаем эту работу еще в начальной школе, формируя представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Проводим классные часы. беседы о профессиях, игровые занятия, викторины, конкурсы рисунков, в результате которых формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности.
На изучение, осознание и развитие интересов и личностных особенностей, связанных с выбором профессии в 5-7 классах направлены такие виды профориентационной работы, как:
- диагностика и мониторинг интересов и предпочтений учащихся;
- профориентационное консультирование учащихся;
- профессиональное информирование родителей и учащихся;
- профориентационные экскурсии ( в т.ч. виртуальные);
- игровые занятия, викторины, в результате которых формируется осознание учениками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
- получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях.
На формирование профессиональной мотивации, готовности к осознанию своих основных способностей и склонностей в 8-9 классах направлены:
- профессиональное просвещение: информирование учащихся о профессиях (профессиограммы, беседы), о рынке труда, об учебных заведениях, о предприятиях и организациях города;
- участие в днях открытых дверей в учебных заведениях,
- профессиональная диагностика — тестирование ( потребности, ценности, интересы, способности, склонности, мотивы);
- профессиональная консультация (соответствие индивидуальных личностных особенностей требованиям той или иной профессии), групповые и индивидуальные консультации учащихся, консультации учащихся с родителями, учителями;
- профессиональный отбор — выявление пригодности человека к конкретному труду;
- социально-профессиональная адаптация, организация занятий «Путеводитель по профессиональной жизни»;
- профессиональное воспитание (формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессионального достоинства), встреча учащихся с представителями различных профессий.
В результате данной деятельности у учащихся формируется направленность на осознание своих желаний, соотношение их со своим будущим, по возможности адекватная оценка своих личностных возможностей в соответствии с требованиями избираемой профессии, сформированность представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, осознанный выбор профильного обучения.
На формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся в 10-11 классах направлены:
- информация о профессиях (профессиограммы), о рынке труда, об учебных заведениях, о предприятиях и организациях, посещение дней открытых дверей в учебных заведениях;
- профессиональная диагностика — тестирование: потребности, ценности, интересы, способности, склонности, мотивы;
- профессиональная консультация (групповые и индивидуальные консультации учащихся, консультации учащихся с родителями, учителями);
- профессиональный отбор — выявление пригодности человека к конкретному труду, требования к здоровью, образовательный ценз;
- социально-профессиональная адаптация, организация и проведение летней производственной практики в учреждениях города, треннинговые тематические занятия,профориентационные игры;
- профессиональное воспитание (формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессионального достоинства), встреча учащихся с представителями различных профессий, в результате которых уже должна быть сформирована внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Таким образом, к выпуску учащиеся должны:
- знать:
- значение профессионального самоопределения, как составить профессиональный план;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- значение творческого потенциала человека.
- уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
В прошлом учебном году, в рамках дополнительного образования, для выпускников, ограниченных в дальнейшем трудоустройстве и профориентации, на базе школы организованы трудовые мастерские по прикладному творчеству , гончарному делу и т.д..
Таким образом, через:
- Профориентационное направление:
- Совместное обучение учащихся ОУ и С(К)ОУ профессиональным технологиям;
- Развитие системы социального партнерства через проведение общегородского творческого марафона «Сделаем мир добрее»;
- Социальный опыт:
- Формирование навыка помощи человеку с ОВЗ;
формируется благоприятная среда для дальнейшего развития обучающихся.
Мы находимся в благоприятном социально-культурном окружении. Это, во-первых, сам город Пушкин, его исторические дворцовые и парковые ансамбли, исторические и мемориальные комплексы. Во-вторых, учреждения дополнительного образования, культуры, досуговые центры, те возможности, которые школа использует в организации урочной и внеурочной деятельности. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на воспитательный потенциал окружающей ее исторической, социальной, предметно-эстетической и природной среды.
Сегодня наша главная задача — расширить круг профессий для учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями, а также включение детей с ТМНР не только в образовательный процесс школы, но и в в систему профориентационной работы и социализации.
Школа делает все для успешной социализации выпускников, но в силу сложившихся обстоятельств сегодняшней жизни крайне ограничен выбор профессии, соответствующих уровню развития и здоровью наших детей. И эта проблема — самая важная, самая острая и для школы, и для детей, и для родителей. Но все меняется, и ,благодаря нашим совместным усилиям – семьи, школы, учреждений профессионального образования, наши выпускники с интеллектуальными нарушениями в развитии будут полноправными членами нашего общества.