Итоговая аттестация, профориентация и трудоустройство

Итоговая аттестация

Государственную итоговую аттестацию обучающиеся нашего образовательного учреждения не проходят. Вместо ГИА в нашем
образовательном учреждении организована итоговая аттестация, проводимая в соответствии со следующими регламентирующими нормативными документами:

Устав школы гласит: «Освоение адаптированный основных общеобразовательных программ для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант обучения, завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся».
Формой проведения итоговой аттестации для учащихся IX классов, обучающихся федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (I вариант), утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», является экзамен по профильному труду (столярному и швейному делу).

Условия организации экзаменов

В нашей школе обучаются учащиеся, которые по своему общему физическому и речевому развитию, по сохранности интеллекта и по способностям различаются, поэтому обязательный объем теоретических сведений, словарь для активного пользования планируются учителем дифференцированно.

В связи с этим на выпускные экзамены предлагается два варианта ответа на теоретические вопросы, которые различаются степенью самостоятельности при их подготовке.

  • 1 уровень — ответ готовится учеником самостоятельно, возможна помощь со стороны учителя в грамматическом оформлении речи.
  • 2 уровень — ответ готовится с частичной помощью учителя (по наводящим вопросам, опорным схемам), возможна подсказка нужного слова, если жест ученика сделан правильно.

Экзамен состоит из двух частей: практической и теоретической.
К практической части учащиеся приступают одновременно. На практическое изготовление отводится два часа.
К теоретической части учащиеся приступают после перерыва. Теоретическая часть состоит из ответов на вопросы билета:

  • 1 вопрос – теоретический
  • 2 вопрос – теоретическо-практический
  • 3 вопрос – технологическо-практический

На подготовку отводится 20 минут.
При оценке учитывается качество выполнения работы, самостоятельность, выполнение инструкций по технике безопасности.
Итоговая оценка выставляется по результатам ответов на все вопросы и выполненной практической работы.

Столярные мастерская оборудована верстаками, сверлильными и токарными станками, измерительными, разметочным и режущим инструментами. Швейная мастерская — швейными машинами. Гладильной доской, парогенератором. Освещение, санитарно–гигиенические условия соответствуют требованиям санитарно–эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Расписание экзаменов итоговой аттестации на 2023-2024 учебный год

ДатаВремяКлассМесто проведения экзаменаПредметПредседатель экзаменационной комиссииУчительАссистенты
27.05.202410:009 «А»Швейная мастерскаяПрофильный трудКолосенко Оксана ФеликсовнаПлатонова Ирина АлександровнаЕфимова Людмила Викторовна

Фокина Ирина Владимировна
27.05.202410:009 «А»
9 «Е»
Столярная мастерскаяПрофильный трудТур Наталия БорисовнаМороз Александр ИгоревичСоколов Геннадий Геннадьевич

Хакбердыев Андрей Владимирович

Состав экзаменационной комиссии

Учитель профильного труда№№ ппФамилия, имя, отчествоДолжностьВ качестве кого на экзаменеПредмет (экзаменационный)Закончил учебное заведение, Диплом №, годПедагогический стаж
1.Колосенко Оксана ФеликсовнаЗаместитель директора по УВРПредседательТехнологииЛГПИ имени А. И. Герцена,
ЛВ №151315,
1986
42 года
2.Тур Наталия БорисовнаЗаместитель директора по УВРПредседательТехнологииРГПУ имени А. И. Герцена,
ЭВ №087716,
1996
26 лет
3.Платонова Ирина АлександровнаУчитель профильного трудаУчительТехнологииСибирский ГТУ, ДВС №0992417,
2001
18 лет
4.Мороз Александр ИгоревичУчитель профильного трудаУчительТехнологииФГБОУ ВО СПб ГАУ,
№107818 0349893,
2016
17 лет
5.Ефимова Людмила ВикторовнаУчитель профильного трудаАссистентТехнологииМТИ,
НВ №466494,
1986
41 год
6.Фокина Ирина ВладимировнаУчитель профильного трудаАссистентТехнологииКарельский ГПУ ДВС, №0685365,
2002
11 лет
7.Соколов Геннадий ГеннадьевичУчитель профильного трудаАссистентТехнологииОПедКолледж,
СБ 2301479,
1997
8 лет
8.Хакбердыев Андрей ВладимировичУчитель профильного трудаАссистентТехнологииСПТУ №163,
№003364,
1986
6 лет

Профориентация и трудоустройство

Также для поступления в колледжи открыты новые бюджетные места в:

О профориентации и трудоустройстве в школе

Учащиеся нашего ОУ в силу своих психофизических особенностей наряду с интеллектуальными нарушениями имеют различные дефекты: психоневрологические, речевые, моторные, соматические. Поэтому образовательный процесс в школе имеет выраженную коррекционную направленность.  И, соответственно, общеобразовательная и трудовая подготовка учащихся направлена на коррекцию познавательной деятельности, формирование положительных качеств личности, подготовку учащихся к самостоятельной жизни, вхождению в сложный мир производственных, деловых и человеческих отношений.

Главная цель нашего ОУ — социальная реабилитация и интеграция в современное общество детей с интеллектуальными нарушениями, достижение потенциально возможного уровня образования в соответствии со ступенью и вариантом обучения.

Наше образовательное учреждение готовит своих воспитанников к непосредственному включению в трудовую деятельность в условиях Санкт-Петербурга, дает возможности продолжить обучение в специальных группах профессиональных училищ, а за последнее время и в составе групп выпускников общеобразовательных школ, и работать по доступным для этой категории лиц специальностям. В школе–интернате созданы необходимые условия для коррекции и компенсации каждого воспитанника. Выпускники нашей школы успешно адаптируются в жизни, продолжая обучение в вечерних школах, профессиональных училищах, реабилитационных центрах и колледжах,  работают в различных областях экономики по специальностям: столяры, слесари, швеи, маляры, продавцы, повара, плотники, водители и т.д.

 За последние три года школу закончили 162 выпускника. Из них продолжили обучение:

в профессиональных училищах (в СП Профессиональном Лицее «Краснодеревец» по специальности «столяр», в СП Профессиональном Лицее «Петербургская мода» по специальности «швея» в Индустриальном Судостроительном училище № 116 по специальности «печник», «плотник», швея, в Колледже «ПетроСервис» по специальности «столяр»)29
в ГА ПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции» по специальности «швея»  и «уборщик производственных помещений»12
продолжили обучение в 10-12 классах82
трудоустроились4
в реабилитационных центрах, ПНИ, под опекой учреждений соцзащиты35

Воспитанники ГБОУ  школы-интерната №16 — многократные призеры и победители регионального тура и национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2020-2023гг.  На протяжении четырех лет, образовательное учреждение является постоянным участником и организатором площадок движения «Абилимпикс» в Санкт-Петербурге, конкурсов, мастер-классов, семинаров и конференций.

В 2020 году, в Региональном этапе, проходящем, в Санкт-Петербурге,  в профессиональной компетенции «Гончарное дело» (школьники), наши учащиеся заняли призовые места: Смирнова Надежда (9в) — 1 место, Гудзь Никита (12в) — 2 место, Колобова Елизавета (10а) — 3 место. В региональном этапе также приняли участие учащиеся 9а класса Сидорцева Александра и Переходнов Николай. Смирнова Надежда, занявшая 1 место в Региональном этапе, приняла участие в VI Национальном (Всероссийском) чемпионате «Абилимпикс» который проходил в 2020 году, в условиях пандемии, в дистанционном формате.

В сентябре 2021 года в профессиональной компетенции «Художественная керамика» (школьники) наши коллеги подготовили участников Регионального чемпионата, в результате которого учащиеся школы заняли призовые места: Колобова Елизавета (11а класс) — 1 место, Сидорцева Александра (10а класс) — 2 место, Переходнов Николай (10а класс) — 3 место. В региональном этапе в профессиональной компетенции «Адаптивная физкультура» (педагог-наставник учитель внеурочной деятельности Барыкин Сергей Николаевич) также приняли участие учащиеся 9а класса — Ерижоков Алан и Улмастов Ардашер.

 В рамках проведения чемпионата «Абилимпикс» педагоги школы-интерната №16 провели мастер-классы по художественной керамике для обучающихся «Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха (колледжа)» Министерства труда и социальной защиты РФ (1 курс, специальность «дизайн»), СПб БУ СН «Центра социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов Пушкинского района» Санкт-Петербурга.

В апреле 2022 года в Региональном этапе, проходящем в Санкт-Петербурге, в профессиональной компетенции «Художественная керамика» (школьники), наши учащиеся заняли призовые места: Сидорцева Александра (10а) — 1 место, Гудзь Никита (12б) — 2 место. В «Абилимпиксе — 2022», также приняли воспитанники школы: Прокофьева Мария (9а) — в профессиональной компетенции: «Художественная керамика», Андреев Анатолий (10а) – «Адаптивная физическая культура», Арбузов Иван (11а) – «Вязание крючком».

Победители-2023 в Региональном этапе Национального (Всероссийского) чемпионата «Абилимпикс», проходящем в Санкт-Петербурге, в профессиональной компетенции «Художественная керамика» — 2 место — Васильева Виктория (8а), 3 место — Вольперт Семён (5а), компетенция «АФК» — 2 место — Моргалюк Вячеслав (11а).

ГБОУ школой-интернатом №16 осуществляется сетевое взаимодействие с Центром детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга, совместно с которым наше ОУ принимает активное участие в подготовке участников и провидении чемпионата Национального чемпионата «Абилимпикс».

В рамках проведения чемпионата «Абилимпикс» педагогами школы проводятся мастер-классы по художественной керамике для обучающихся «Межрегионального центра реабилитации лиц с проблемами слуха (колледжа)» Министерства труда и социальной защиты РФ, (1 курс, специальность «дизайн»).

Педагоги школы Иванова Расина Александровна, Дружинина Наталья Анатольевна, Гольцова Ирина Вячеславовна, Барыкин Сергей Николаевич, Валуева Наталья Георгиевна прошли обучение и являются экспертами-наставниками, членами жюри конкурсов. Иванова Р.А. является заместителем главного эксперта чемпионата «Абилимпикс» Санкт-Петербурга. С целью расширения направлений движения «Абилимпикс» в Санкт-Петербурге, из числа педагогов ГБОУ школы-интерната №16 пройдет подготовка новых экспертов, которые будут заниматься продвижением профессиональных компетенций людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Около 80 % воспитанников школы — дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации учебно-воспитательной работы, содержание, формы и методы которой адекватны их возможностями и соответствуют 2 варианту обучения ФАООП УО. Поэтому для нас все более актуальной становится не только проблема обучения и воспитания этих детей, но и их дальнейшая социализация в жизни.

На протяжении последних лет школой разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие становиться им более осознанными, преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, самоопределения.

Тем не менее большинство детей имеют низкий, и даже критический уровни готовности к самостоятельной жизни, а значит предпосылки для неуспешной социальной постшкольной адаптации, воспитанники имеют низкий уровень развития социальных навыков, имеют неадекватную самооценку, низкую мотивацию к обучению. Также о низком уровне готовности к самостоятельной жизни свидетельствует, что наши воспитанники психологически не подготовлены к труду в условиях рыночных отношений, не сформированы социально-бытовая ориентация, адаптации к своему социальному статусу, низкий уровень юридической грамотности. На рынке труда выпускники не выдерживают конкуренции с более сильными соискателями.

Сейчас школа осваивает профориентационное направление, углубленно исследующее сферу интересов, мотиваций и способностей детей, дающее возможность с помощью учебно-игровой системы профессиональных проб , полученных знаний в процессе создания системы более полного профессионального информирования детей, экспериментальным путем помочь определить свое место в мире каждому ребенку.

Стремясь создать условия для развития социально-образовательной среды, профориентационного поля, школа вводит в программу профориентации такие формы работы как:

  • разработка и реализация социальных проектов:«Моя профессия-мое будущее»;
  • выполнение творческих работ «Профессия глазами детей»;
  •  профориентационные познавательные игры, акции, праздники.

Наряду с обычными профориентационными экскурсиями подготовлен и ряд виртуальных экскурсий: профессия повар-кондитер, сварщик, работа на мебельной фабрике.

Для каждого возраста учащихся стоят свои задачи профориентационной работы. Чем раньше начинается профориентация, тем более осмысленным становится жизнеустройство выпускника.

Поэтому мы начинаем эту работу еще в начальной школе, формируя представления о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Проводим классные часы. беседы о профессиях, игровые занятия, викторины, конкурсы рисунков, в результате которых формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установка на выбор профессии, развивается интерес к трудовой деятельности.

 На изучение, осознание и развитие интересов и личностных особенностей, связанных с выбором профессии в 5-7 классах направлены такие виды профориентационной работы, как:

  • диагностика и мониторинг интересов и предпочтений учащихся;
  • профориентационное консультирование учащихся;
  •  профессиональное информирование родителей и учащихся;
  • профориентационные экскурсии ( в т.ч. виртуальные);
  • игровые занятия, викторины, в результате которых формируется осознание учениками своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;
  • получение подробной информации об учебных заведениях и различных профессиях.

 На формирование профессиональной мотивации, готовности к осознанию своих основных способностей и склонностей в 8-9 классах направлены:

  • профессиональное просвещение: информирование учащихся о профессиях (профессиограммы, беседы), о рынке труда, об учебных заведениях, о предприятиях и организациях города;
  • участие в днях открытых дверей в учебных заведениях,
  • профессиональная диагностика — тестирование ( потребности, ценности, интересы, способности, склонности, мотивы);
  • профессиональная консультация (соответствие индивидуальных личностных особенностей требованиям той или иной профессии), групповые и индивидуальные консультации учащихся, консультации учащихся с родителями, учителями;
  • профессиональный отбор — выявление пригодности человека к конкретному труду;
  • социально-профессиональная адаптация, организация занятий «Путеводитель по профессиональной жизни»;
  • профессиональное воспитание (формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессионального достоинства), встреча учащихся с представителями различных профессий.

В результате данной деятельности у учащихся формируется направленность на осознание своих желаний, соотношение их со своим будущим, по возможности адекватная оценка своих личностных возможностей в соответствии с требованиями избираемой профессии, сформированность представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, осознанный выбор профильного обучения.

На формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся в 10-11 классах направлены:

  • информация о профессиях (профессиограммы), о рынке труда, об учебных заведениях, о предприятиях и организациях, посещение дней открытых дверей в учебных заведениях;
  • профессиональная диагностика — тестирование: потребности, ценности, интересы, способности, склонности, мотивы;
  • профессиональная консультация (групповые и индивидуальные консультации учащихся, консультации учащихся с родителями, учителями);
  • профессиональный отбор — выявление пригодности человека к конкретному труду, требования к здоровью, образовательный ценз;
  • социально-профессиональная адаптация, организация и проведение летней производственной практики в учреждениях города, треннинговые тематические занятия,профориентационные игры;
  • профессиональное воспитание (формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессионального достоинства), встреча учащихся с представителями различных профессий, в результате которых уже должна быть сформирована внутренняя готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

 Таким образом, к выпуску учащиеся должны:

  • знать:
    • значение профессионального самоопределения, как составить профессиональный план;
    • правила выбора профессии;
    • понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
    • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о ресурсах личности в связи с выбором профессии;
    • значение творческого потенциала человека.
  • уметь:
    • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
    • составлять личный профессиональный план и изменять его;
    • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
    • анализировать информацию;
    • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

В прошлом учебном году, в рамках дополнительного образования, для выпускников, ограниченных в дальнейшем трудоустройстве и профориентации, на базе школы организованы трудовые мастерские по прикладному творчеству , гончарному делу и т.д..

Таким образом, через:

  • Профориентационное направление:
    • Совместное обучение учащихся ОУ и С(К)ОУ профессиональным технологиям;
    • Развитие системы социального партнерства через проведение общегородского творческого марафона «Сделаем мир добрее»;
  • Социальный опыт:
    • Формирование навыка помощи человеку с ОВЗ;

формируется благоприятная среда для дальнейшего развития обучающихся.

Мы находимся в благоприятном социально-культурном окружении. Это, во-первых, сам город Пушкин, его исторические дворцовые и парковые ансамбли, исторические и мемориальные комплексы. Во-вторых, учреждения дополнительного образования, культуры, досуговые центры, те возможности, которые школа использует в организации урочной и внеурочной деятельности. Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на воспитательный потенциал окружающей ее исторической, социальной, предметно-эстетической и природной среды.

Сегодня наша главная задача — расширить круг профессий для учащихся с легкими интеллектуальными нарушениями, а также включение детей с ТМНР не только в образовательный процесс школы, но и в в систему профориентационной работы и социализации.

Школа делает все для успешной социализации выпускников, но в силу сложившихся обстоятельств сегодняшней жизни крайне ограничен выбор профессии, соответствующих уровню развития и здоровью наших детей. И эта проблема — самая важная, самая острая и для школы, и для детей, и для родителей. Но все меняется, и ,благодаря нашим совместным усилиям – семьи, школы, учреждений профессионального образования, наши выпускники с интеллектуальными нарушениями в развитии будут полноправными членами нашего общества.

Ссылки и документы

Прокрутить вверх